ЖИЗНЬ БАХАИ

Группа российских бахаи

Бахаи отнюдь не считают, что духовность должна подразумевать «уход от мира». Воздействие религии на повседневную жизнь должно приводить не к отказу от всего мирского, а к одухотворению и гармонизации всей нашей деятельности в этом мире. Цель нашей жизни — приближение к Богу, но средства для этого — правильное и подлинное использование всех возможностей, которые Он даровал нам.

«Смотри на человека как на рудник, полный бесценных самоцветов. Только образование может извлечь сии сокровища и помочь человечеству обратить их себе на пользу.»
«Все люди созданы, дабы двигать вперед вечноразвивающуюся цивилизацию... Поступать подобно зверям полевым недостойно человека» (Бахаулла).

Поэтому в Учении Бахаи запрещены монашество и аскетизм, нищенство и праздность. Служение Богу реализуется через служение человечеству, поэтому даже обычный повседневный труд в рамках вашей профессии — если он приносит пользу людям — рассматривается как богослужение и как одно из средств духовного роста.

«О СЛУГИ МОИ! Вы — древа сада моего; надлежит вам приносить благие и чудесные плоды, дабы и вы сами, и другие могли воспользоваться ими... Бесплодные деревья всегда были и будут пищей для огня» (Бахаулла).

Таким образом, бахаи — по сути, «нормальные» с обыденной точки зрения люди: работают, учатся, заводят семьи, они открыты всем людям и не делят никого на «своих» и «чужих», не носят особых одежд или отличительных знаков; просто они стараются придать всем своим действиям в жизни духовную направленность. Это естественно, потому что человек — существо духовное, его душа создана по образу и подобию Божиему, потенциально заключая в себе все качества, присущие Богу (конечно, с учетом изначальной ограниченности нашего существа). Цель нашего бытия — раскрывать и развивать в себе эти качества, приближаясь к нашему Творцу. Земная жизнь, таким образом, является кратким, но очень важным этапом нашего бесконечного пути к Богу — важным, потому что здесь нас постигают трудности и испытания, преодолевая которые, мы взращиваем наш дух.

«Вышний мир так же отличается от мира сего, как сей мир непохож на окружение ребенка, пребывающего во чреве матери».
«О сын человеческий! Бедствия Мои — Мое провидение: по видимости они — огнь и возмездие, но сокрыты в них свет и милосердие. Поспеши же к ним, дабы стать тебе вечным светом и бессмертным духом» (Бахаулла).

В жизни бахаи есть одна особая составляющая. Она проистекает из миссии Откровения Бахауллы, явленного, чтобы наконец объединить человечество и преобразовать нашу цивилизацию разрушения, насилия и конфликтов в цивилизацию духовности, единства и мира — то есть построить Царствие Божие на земле, обетованное во всех предыдущих Откровениях. Царствие Божие на земле не будет принесено нам на блюдечке с голубой каёмочкой — Бог устроил мир так, что его подлинные блага мы получаем, прилагая для этого собственные усилия, проявляя свою свободную волю и делая свой нравственный выбор. И вместо того, чтобы дать нам «готовый продукт», Бог дал нам средства и «инструкцию» по его изготовлению — Откровение Бахауллы.

Бахаи знают, что преобразование мира возможно и достижимо, и они действуют. Можно сказать, что пока ветхое здание традиционного уклада нашей цивилизации с большим треском разрушается (отсюда и все те трагедии, о которых каждый день до нас доносят СМИ), бахаи строят новый дом — совершенный дом, с Божественной архитектурой, — а также стараются донести до других людей весть об этом доме и о том, что все могут принять участие в его строительстве. Поскольку в Вере Бахаи нет профессиональных проповедников, долг распространять Веру (или, как часто говорят бахаи, «обучать Вере») лежит на каждом верующем. Способов для этого масса (но они должны быть достойными — Бог не приемлет принципа «цель оправдывает средства»!), и один из них вы видите сейчас перед собой.

«Улучшение мира достижимо при помощи чистых и добрых дел, посредством похвального и благородного поведения» (Бахаулла).

Преобразовать мир можно только повысив его духовность, приведя его моральное состояние в соответствие с Божественными установлениями. В обществе почему-то всегда было принято считать, что жить по заповедям Божиим для большинства людей невозможно, это достижимо лишь для отдельных выдающихся личностей, которых принято называть святыми; а поэтому обычные люди могут и не особенно придерживаться этих заповедей. В результате религия вырождается в пустую оболочку, и религиозная принадлежность становится разновидностью национальной принадлежности. (Можно не любить сало и не знать ни слова по-украински, но если в паспорте у тебя написано «украинец», значит, ты украинец. Тот же подход, к сожалению, часто применяют и к религии.)

Но законы Бога устанавливаются для всех людей, а не для отдельных личностей. И норма жизни для бахаи — целомудренная и святая жизнь. Разумеется, это не значит, что бахаи считают себя лучше других, что они рассматривают себя как святых; это значит лишь, что они стремятся к тому, чтобы жить в соответствии с высочайшими моральными нормами, установленными Верой Бахаи, а также выполнять все законы Веры. А насколько каждому из нас это удается, знает лишь Бог. Человек не может достичь полного совершенства; то, что от нас требуется — это встать на этот путь и пытаться идти по нему, проявлять усилия. Более подробно о законах и предписаниях Веры Бахаи и обо всем, что с ними связано, можно узнать на официальном сайте общины Бахаи в России, а также в электронной библиотеке исследователей Веры Бахаи, ссылки на которые есть в разделе «Вера Бахаи в Интернете».

Наконец, в Вере Бахаи, как и во всех религиях, необходимыми средствами для духовного роста являются молитва («разговор с Богом», «пища для души»), медитация и пост. Молиться можно и своими словами, но бахаи предпочитают пользоваться Божественными текстами, имеющими особую духовную силу — подобно тому, как христиане читают молитву «Отче наш», явленную Христом, а мусульмане — «Открывающую» молитву (первую суру Корана), открытую Мухаммадом. Бахаулла и Баб, а также Абдул-Баха явили сотни молитв на все случаи жизни; Бахаулла также оставил на выбор три варианта обязательной молитвы, которую надо читать ежедневно (это как бы минимальный уровень нашего духовного питания); все остальные молитвы верующие могут читать по желанию.

«Самая суть религиозной веры есть мистическое чувство единения человека и Бога. Это ощущение духовной общности с Богом достигается и поддерживается путем молитвы и медитации» (Шоги Эффенди).

Что же касается поста, формы которого бывают весьма различны в разных религиях, то в Вере Бахаи пост представляет собой 19 дней в начале весны, в течение которых бахаи воздерживаются от питья и еды с восхода до заката солнца (а если они живут в местах, где дни или ночи затягиваются, то могут определять для себя период воздержания по часам — скажем, с 7 утра до 7 вечера). Пост рассматривается как период, когда человек может больше, чем в остальные дни, посвятить себя Богу, когда у него появляется больше времени для молитв и медитаций, наконец, когда он может довольно простым способом проверить себя на стойкость в соблюдении по крайней мере одного закона Веры (кушать-то хочется!) и, соответственно, на преданность Богу. При этом довольно большой категории граждан можно не поститься (женщины во время беременности, кормления и в «особые дни», дети, больные, путешествующие, слабые, старые; и даже сильные и здоровые, но - занимающиеся тяжелым трудом!).

Для примера приведу ниже текст короткой обязательной молитвы и текст небольшой молитвы о помощи, явленной Бабом.

«Я свидетельствую, о мой Боже, что Ты сотворил меня, дабы я познал Тебя и поклонялся Тебе. Свидетельствую в сей час о бессилии своем и Твоей мощи, о своей скудости и Твоем обилии.
Нет Бога, кроме Тебя, Помощника в опасности, Самосущного».

«Есть ли иной Избавитель от трудностей, помимо Бога? Скажи: Славен будь Бог! Он есть Бог! Все слуги Его и все следуют Его велению».

НАВЕРХ

<< Назад — | — Далее >>

На главную

ЯндексРеклама на ЯндексеПомощьСпрятать
Яндекс.Видео