ЖИЗНЬ
БАХАИ

Бахаи отнюдь не считают, что
духовность должна подразумевать
«уход от мира». Воздействие
религии на повседневную жизнь
должно приводить не к отказу от
всего мирского, а к одухотворению и
гармонизации всей нашей
деятельности в этом мире. Цель
нашей жизни — приближение к Богу,
но средства для этого — правильное
и подлинное использование всех
возможностей, которые Он даровал
нам.
«Смотри на человека как на
рудник, полный бесценных
самоцветов. Только образование
может извлечь сии сокровища и
помочь человечеству обратить их
себе на пользу.»
«Все люди созданы, дабы двигать
вперед вечноразвивающуюся
цивилизацию... Поступать подобно
зверям полевым недостойно человека»
(Бахаулла).
Поэтому в Учении Бахаи запрещены
монашество и аскетизм, нищенство и
праздность. Служение Богу
реализуется через служение
человечеству, поэтому даже обычный
повседневный труд в рамках вашей
профессии — если он приносит
пользу людям — рассматривается как
богослужение и как одно из
средств духовного роста.
«О СЛУГИ МОИ! Вы — древа сада
моего; надлежит вам приносить
благие и чудесные плоды, дабы и вы
сами, и другие могли
воспользоваться ими... Бесплодные
деревья всегда были и будут пищей
для огня» (Бахаулла).
Таким образом, бахаи — по сути,
«нормальные» с обыденной точки
зрения люди: работают, учатся,
заводят семьи, они открыты всем
людям и не делят никого на «своих»
и «чужих», не носят особых
одежд или отличительных знаков;
просто они стараются придать всем
своим действиям в жизни духовную
направленность. Это естественно,
потому что человек — существо
духовное, его душа создана по
образу и подобию Божиему,
потенциально заключая в себе все
качества, присущие Богу (конечно, с
учетом изначальной ограниченности
нашего существа). Цель нашего бытия
— раскрывать и развивать в себе эти
качества, приближаясь к нашему
Творцу. Земная жизнь, таким образом,
является кратким, но очень важным
этапом нашего бесконечного пути к
Богу — важным, потому что здесь нас
постигают трудности и испытания,
преодолевая которые, мы взращиваем
наш дух.
«Вышний мир так же отличается
от мира сего, как сей мир непохож на
окружение ребенка, пребывающего во
чреве матери».
«О сын человеческий! Бедствия Мои
— Мое провидение: по видимости они
— огнь и возмездие, но сокрыты в них
свет и милосердие. Поспеши же к ним,
дабы стать тебе вечным светом и
бессмертным духом» (Бахаулла).
В жизни бахаи есть одна особая
составляющая. Она проистекает из
миссии Откровения Бахауллы,
явленного, чтобы наконец
объединить человечество и
преобразовать нашу цивилизацию
разрушения, насилия и конфликтов в
цивилизацию духовности, единства и
мира — то есть построить Царствие
Божие на земле, обетованное во всех
предыдущих Откровениях. Царствие
Божие на земле не будет принесено
нам на блюдечке с голубой каёмочкой
— Бог устроил мир так, что его подлинные
блага мы получаем, прилагая для
этого собственные усилия, проявляя
свою свободную волю и делая свой
нравственный выбор. И вместо того,
чтобы дать нам «готовый продукт»,
Бог дал нам средства и «инструкцию»
по его изготовлению — Откровение
Бахауллы.
Бахаи знают, что преобразование
мира возможно и достижимо, и они
действуют. Можно сказать, что пока
ветхое здание традиционного уклада
нашей цивилизации с большим
треском разрушается (отсюда и все
те трагедии, о которых каждый день
до нас доносят СМИ), бахаи строят
новый дом — совершенный дом, с
Божественной архитектурой, — а
также стараются донести до других
людей весть об этом доме и о том, что
все могут принять участие в его
строительстве. Поскольку в Вере
Бахаи нет профессиональных
проповедников, долг распространять
Веру (или, как часто говорят бахаи,
«обучать Вере») лежит на каждом
верующем. Способов для этого масса (но
они должны быть достойными — Бог не
приемлет принципа «цель
оправдывает средства»!), и один из
них вы видите сейчас перед собой.
«Улучшение мира достижимо при помощи чистых и добрых дел,
посредством похвального и благородного поведения» (Бахаулла).
Преобразовать мир можно только повысив его духовность,
приведя его моральное состояние в соответствие с Божественными
установлениями. В обществе почему-то всегда было принято считать, что
жить по заповедям Божиим для большинства людей невозможно, это достижимо
лишь для отдельных выдающихся личностей, которых принято называть святыми;
а поэтому обычные люди могут и не особенно придерживаться этих заповедей.
В результате религия вырождается в пустую оболочку, и религиозная
принадлежность становится разновидностью национальной принадлежности.
(Можно не любить сало и не знать ни слова по-украински, но если
в паспорте у тебя написано «украинец», значит, ты украинец.
Тот же подход, к сожалению, часто применяют и к религии.)
Но законы Бога устанавливаются для всех людей, а не для отдельных личностей.
И норма жизни для бахаи — целомудренная и святая жизнь. Разумеется,
это не значит, что бахаи считают себя лучше других, что они рассматривают
себя как святых; это значит лишь, что они стремятся к тому,
чтобы жить в соответствии с высочайшими моральными нормами, установленными
Верой Бахаи, а также выполнять все законы Веры. А насколько каждому из нас это удается,
знает лишь Бог. Человек не может достичь полного
совершенства; то, что от нас требуется — это
встать на этот путь и пытаться идти по нему, проявлять усилия.
Более подробно о законах и предписаниях Веры Бахаи и обо всем, что с ними
связано, можно узнать на официальном сайте общины Бахаи в России,
а также в электронной библиотеке исследователей Веры Бахаи,
ссылки на которые есть в разделе «Вера Бахаи в Интернете».
Наконец, в Вере Бахаи, как и во
всех религиях, необходимыми
средствами для духовного роста
являются молитва («разговор с
Богом», «пища для души»),
медитация и пост. Молиться можно и
своими словами, но бахаи
предпочитают пользоваться
Божественными текстами, имеющими
особую духовную силу — подобно
тому, как христиане читают молитву
«Отче наш», явленную Христом, а
мусульмане — «Открывающую»
молитву (первую суру Корана),
открытую Мухаммадом. Бахаулла и Баб,
а также Абдул-Баха явили сотни
молитв на все случаи жизни;
Бахаулла также оставил на выбор три
варианта обязательной молитвы,
которую надо читать ежедневно (это
как бы минимальный уровень нашего
духовного питания); все остальные
молитвы верующие могут читать по
желанию.
«Самая суть религиозной веры
есть мистическое чувство единения
человека и Бога. Это ощущение
духовной общности с Богом
достигается и поддерживается путем
молитвы и медитации» (Шоги
Эффенди).
Что же касается поста, формы
которого бывают весьма различны в
разных религиях, то в Вере Бахаи
пост представляет собой 19 дней в
начале весны, в течение которых
бахаи воздерживаются от питья и еды
с восхода до заката солнца (а если
они живут в местах, где дни или ночи
затягиваются, то могут определять
для себя период воздержания по
часам — скажем, с 7 утра до 7 вечера).
Пост рассматривается как период,
когда человек может больше, чем в
остальные дни, посвятить себя Богу,
когда у него появляется больше
времени для молитв и медитаций,
наконец, когда он может довольно
простым способом проверить себя на
стойкость в соблюдении по крайней
мере одного закона Веры (кушать-то
хочется!) и, соответственно, на
преданность Богу. При этом довольно
большой категории граждан можно не
поститься (женщины во время
беременности, кормления и в «особые
дни», дети, больные,
путешествующие, слабые, старые; и
даже сильные и здоровые, но -
занимающиеся тяжелым трудом!).
Для примера приведу ниже текст
короткой обязательной молитвы и текст небольшой
молитвы о помощи, явленной Бабом.
«Я свидетельствую, о мой
Боже, что Ты сотворил меня, дабы я
познал Тебя и поклонялся Тебе.
Свидетельствую в сей час о бессилии
своем и Твоей мощи, о своей скудости
и Твоем обилии.
Нет Бога, кроме Тебя, Помощника в
опасности, Самосущного».
«Есть ли иной Избавитель от
трудностей, помимо Бога? Скажи:
Славен будь Бог! Он есть Бог! Все
слуги Его и все следуют Его велению».
НАВЕРХ
<< Назад
— | — Далее
>>
На главную