СИСТЕМА СОВЕЩАНИЯ БАХАИ
Решения по любому вопросу бахаи стараются принимать путем совета. Как официальные органы, так и отдельные верующие используют для этого принцип совещания бахаи. Совет бахаи резко отличается, скажем, от борьбы фракций в парламенте.
Участники совещания бахаи стремятся не к защите своей точки зрения, а к совместному поиску истины. Они стараются с максимальной доброжелательностью выслушивать друг друга и объективно оценивать как свое, так и чужое мнение, в соответствии с рекомендацией Абдул-Баха:
"Выражая свое мнение, не следует считать его полностью и окончательно справедливым, но видеть в нем лишь вклад в общее решение... Человек должен взвешивать свое мнение с величайшим спокойствием, самообладанием и хладнокровием. Прежде чем выразить свою точку зрения, он должен внимательно прислушаться к высказанному до него. Если он посчитает, что уже высказанное мнение более справедливо и достойно, ему следует немедленно принять его, а не придерживаться упорно своего собственного. Это наилучший способ прийти к единству и обрести истину".
Мы привыкли к тому, что ослиное упрямство при отстаивании своей точки зрения принято считать чуть ли не добродетелью. Но не обязательно формально быть бахаи, чтобы думать как бахаи. Например, Авраам Линкольн (который, я думаю, был бахаи, сам того не подозревая – как, впрочем, очень многие люди) как-то сказал в ответ на упреки в непоследовательности: "Я никогда не уважал людей, которые сегодня не могут стать умнее, чем были вчера".
Разработано несколько практических способов совещания – например, совещание с участием председателя (или, скорее, координатора), который дает всем слово, следит за очередностью высказываний, формулирует вырисовывающуюся точку зрения и т. п.; есть и "беспредседательские" методы – но все они строятся на описанных выше принципах. В некоторых университетах проводились эксперименты с различными методиками консультации (участники их не являлись бахаи), и методы бахаи неизменно оказывались лучшими.
Учитывая, что заседания Духовных Собраний бахаи стремятся проводить в спокойной, молитвенной обстановке, обращаясь к Богу за помощью и используя вышеописанный принцип консультации, а также тот факт, что туда попадают люди, направляющие власть на служение другим, эффективность деятельности органов бахаи может быть чрезвычайно высока (конечно, если делать все правильно; бахаи сегодня, по сути, еще учатся жить как бахаи). Что же касается Всемирного Дома Справедливости, то Сам Бахаулла обещал, что это конкретный орган будет направляться Самим Богом, и наделил его полномочиями вводить в соответствии с духом времени новые законы, не обозначенные в Священных Писаниях. Таким образом, впервые в истории после ухода Посланника Божиего из этого мира непосредственная связь Бога с человечеством не прервалась – и она не прервется вплоть до прихода следующего Явителя Божией Воли (согласно Китаб-и-Агдас, Он придет не ранее чем через тысячу лет со дня начала миссии Бахауллы). Это День, за которым не настанет ночи.
_ |